«Будет сокращение желающих идти в профессию, вообще в медицину...»
Семен Гальперин
В своем стремлении раздуть «русскую угрозу» НАТО доходит до абсурда. Только утихла шумиха вокруг «беспилотников Путина», которые день и ночь снуют над Европой, пытаясь парализовать авиасообщение на континенте, как на свет появилась новая страшилка. Связана она с «Искандерами».
Этот оперативно-тактический ракетный комплекс, отлично зарекомендовавший себя в ходе боевых действий на Украине, давно не дает покоя генералам альянса. Мало того, что средствам ПВО НАТО чрезвычайно сложно противостоять ракетам «Искандера», так еще российский ОТРК может быть оснащен ядерным оружием.
Русский мат в небе: В чью сторону полетит Су-75 Checkmate и зачем он нужен России
ВКС и Минобороны пока не выказывают энтузиазма по поводу однодвигательного истребителя
Как предполагают военные эксперты, «Искандер» способен бить своими модернизированными ракетами на расстояние до 1000 км. Или даже до 1500. Комплекс, размещенный в Калининграде, возьмет на мушку значительную часть Европы.
Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы в НАТО перестали пугать Россию. Тем не менее, альянс продолжает нагнетать, провоцируя ответную реакцию. На характерный пример этой эскалации обратил внимание независимый военный эксперт Драго Боснич, давно изучающий боевые возможности «Искандеров». Вот что он пишет.
«19 ноября председатель совета директоров Airbus Рене Оберманн призвал государства-члены ЕС/НАТО увеличить свой арсенал тактического ядерного оружия для противодействия российским ракетным комплексам 9К720М «Искандер-М», развёрнутым в Калининградской области, эксклаве, расположенном между Литвой и Польшей, и самой западной территории России.
Легендарный «Искандер» использует смертоносные гиперзвуковые ракеты наземного базирования 9М723, способные нести множество боеголовок, включая различные типы суббоеприпасов, кассетные, ЭМИ (электромагнитно-импульсные), термобарические, осколочно-фугасные и, наконец, термоядерные (мощностью до 50 кт, что примерно в 3−4 раза разрушительнее американской бомбы, сброшенной на Хиросиму).
«Наша ахиллесова пята, похоже, заключается в том, чем Россия угрожает нам довольно публично: это более 500 тактических ядерных боеголовок на 26 ракетах „Искандер“, размещенных прямо перед нашими дверями в Калининграде, в дополнение к недавно размещенным в Беларуси», — заявил Оберманн на Берлинской конференции по безопасности, добавив: «Германия, Франция, Великобритания и другие должны договориться о единой и поэтапной программе ядерного сдерживания, включая в значительной степени тактический уровень. Я думаю, это было бы весомым признаком сдерживания».
В данном случае необходимо рассмотреть несколько ключевых вопросов.
Первое. Несмотря на то, что Россия располагает значительным арсеналом оружия массового поражения (ОМП), нет никаких доказательств, подтверждающих утверждение о том, что в Калининградской области размещено 500 единиц.
Вторым спорным моментом является утверждение о том, что эти боеголовки размещены на 26 пусковых установках «Искандер». А именно, каждая транспортно-установочная пусковая установка 9П78−1 может нести две гиперзвуковые ракеты 9М723. Согласно общедоступной информации, в Калининградской области размещены только два подразделения, оснащенных комплексами «Искандер»: 152-я гвардейская ракетная бригада, которая дислоцируется там постоянно, и подразделения Лужской 26-й ракетной бригады, которые дислоцируются временно.
Максимальное количество транспортных средств TEL, которые могут использовать оба подразделения, составляет 24, в сопровождении такого же количества транспортных средств 9T250, что означает общее количество гиперзвуковых ракет 9M723, которые эти две бригады могут развернуть, составляет 48. Даже если больше ракет будет размещено на хранении, в случае полномасштабного противостояния будет мало времени, чтобы использовать их все. Кроме того, не каждая ракета 9M723 оснащена термоядерной боеголовкой.
Другая проблема с утверждениями Обермана заключается в том, что эти ракеты могут нести одну боеголовку. Его предположение о том, что 26 пусковых установок могут нести 500 термоядерных боеголовок, означало бы, что каждая из гипотетических 52 ракет фактически оснащена разделяющимися головными частями индивидуального наведения (INV) с 10 боеголовками.
Само собой разумеется, это просто нецелесообразно и потребовало бы применения тяжёлых МБР (межконтинентальных баллистических ракет) таких чудовищных размеров, как Р-36М2 «Воевода» или РС-28 «Сармат». Их размещение в Калининграде было бы бессмысленным из-за их дальности.
Даже если «Искандеры» будут заменены более новыми и мощными системами, такими как «Орешник», способным нести шесть блоков, содержащих в общей сложности 36 суббоеприпасов, то же самое утверждение о дальности остаётся в силе. Таким образом, неясно, были ли замечания Обермана довольно неуклюжей ошибкой, вызванной его незнанием, или ошибочным выводом (возможно, он перепутал 26-ю ракетную бригаду с количеством пусковых установок).
Однако более зловещие доводы могут быть связаны с нагнетанием страха. Растущая русофобия в ЕС/НАТО вызывает паранойю в Брюсселе, поэтому он ищет повод для эскалации с Москвой, используя раздутые заявления. Мысль о том, что российские военные разместят более 8% своего термоядерного арсенала (примерно 6000 боеголовок) на столь небольшой территории, просто нелепа. Было бы совершенно неразумно для евразийского гиганта подвергать риску столь значительную часть своего арсенала, не развернув при этом значительно больше систем доставки.
С другой стороны, если бы Россия это сделала, это означало бы, что она готовится к нападению, что совершенно не соответствует действительности. Однако ЕС/НАТО намерены представить это как правду, чтобы оправдать свою растущую агрессивность.
Интересно, что общая неуклюжесть бюрократической диктатуры в Брюсселе, пожалуй, лучше всего видна в какофонии её пропагандистской машины. В частности, в ответ на просьбу агентства Reuters прокомментировать высказывания Обермана, представитель НАТО заявил, что пока не видит изменений в ядерной политике России. Другими словами, даже внутри НАТО нет чёткого консенсуса относительно того, как интерпретировать заявления Обермана. И всё же это не мешает самому агрессивному в мире рэкетирскому картелю постоянно добиваться эскалации отношений с Россией. Это включает в себя прямые угрозы в адрес Калининградской области, о чём свидетельствуют заявления генерала Кристофера Донахью, сделанные ещё в июле, когда он фактически пригрозил вторжением.
Именно тогда командующий сухопутными войсками США в Европе и Африке (USAREUR-AF) и сухопутными войсками НАТО представили новый план «Восточная фланговая линия сдерживания», предусматривающий молниеносное наступление на Калининградскую область.
«Русские партизаны» помогли СБУ узнать тайны «Орешника»: Зеленский пошел в контратаку
По мере обрушения фронта Киев штампует пиар-«победы», «уничтожая» российские ракетные комплексы и в приграничье, и в глубоком тылу
Само собой разумеется, что такая операция была бы обречена с самого начала, поскольку российские военные снабдили свой стратегически важный анклав оружием, которому НАТО просто не может противостоять.
Данных о наличии ядерного оружия в открытом доступе нет, поскольку Россия никогда не раскрывала такую информацию (да и не обязана). Тем не менее, в июне 2024 года министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что у Москвы в Калининградской области имеется до 100 тактических ядерных боеголовок. В предыдущие годы соответствующие западные источники, такие как Федерация американских учёных (ФАС), сообщали, что российские военные «модернизировали предполагаемое место хранения ядерного оружия в Калининграде, в частности, бункер в районе Куликова».
Хотя они не представили убедительных доказательств, не секрет, что Кремль регулярно модернизирует свой термоядерный арсенал, самый большой и мощный на планете. Таким образом, даже если в эксклаве находится «всего» 100 боеголовок, НАТО нужно как можно реже махать шашкой, пугая русских. Поменьше врать, стращая европейцев и почаще включать голову".
Перевод (с сокращениями): Александр Уральский
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».